max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Categories:

Авиа-технопамятники Москвы-1

Мысль написать о ретропамятниках подкинул мне mib55. В 1998 году, когда я жил и работал в Москве, были живы многие порушенные сегодня авиапамятники столицы. Я побывал почти у всех аэропортов, на площадке ВВЦ и в музее на Поклонной горе. Сегодня первая часть.




Памятники аэропортов

Шереметьево-1
Здесь на постаменте был установлен Ил-18В СССР-75554. Самолет эксплуатировал Аэрофлот с 18 июля 1964 года до 28 апреля 1979 года. Летал в составе Рижского и Красноярского УГА. Салон вмещает 110 пасс.
После отстранения был установлен как памятник в Шереметьево в честь 20-летия пассажирских полётов Ил-18.




На табличке памятника была надпись: «Турбовинтовой самолет Ил-18 создан конструкторским бюро под руководством академика С.В. Ильюшина. Первыми освоили самолет А.Г. Дубовицкий, Е.К. Калиновский, И.Л. Карпук, В.И. Лягин, Б.А. Лахтин, Н.Ф. Тарабрин, В.И. Тарасов, В.Е. Цыганков, К.Д.Ясаков и другие. Монумент сооружен в честь трудовой доблести авиаспециалистов и в связи с 20-летием начала полетов на Ил-18 на трассах Аэрофлота. 20 апреля 1979 г.»

В 2012 году был демонитрован. Самолёт перевезён в Химки, где вскоре утилизирован. Самолет пытаются поднять энтузиасты.
Более подробно - http://russos.livejournal.com/965412.html, http://vulkan-avia.livejournal.com/61214.html



Здесь же я щелкнул через забор - Ил-86 RA-86103 (1989 г.в.), эксплуатировали его "Аэрофлот" и"Донавиа". Это правда не памятник, но зато уже историческое фото. С 1999 до прекращения полётов (2008 г.) был лидерным бортом по налёту среди Ил-86 (после 86007, до 86113). В 2008 году на борту проводились съёмки сериала "Высший пилотаж". Сйчас хранится в Шереметьево.

Домодедово
Здесь был памятник самолету Ту-114 CCCP-76464. Летал с 1959 по июль 1976 г. При организации рейсов из Токио в Западную Европу в 1967 году по просьбе японской стороны был перекомпонован. В первом салоне разместили сиденья 1-го класса, таким образом, общая вместимость составляла 105 мест.
Рейс совместно обслуживали японские и советские бортпроводники. Имел наружную символику как "Аэрофлота", так и "Джал".
В 1969 году был переделан в 220-ти местный вариант.
Установили на пьедестал в Домодедово в стандартной раскраске 1970-х годов (то что стояло на пъедестале у а/п ДМД, сборная солянка из порезаных до этого 114-х. Просто "памятнику" был присвоен номер 76464, т.к., первый пассажирский рейс из ДМД, выполнил 114-ый именно с этим номером) Уничтожен в августе 2006.


К концу эксплуатации летал с салоном на 128 пасс.
Ту-114 был варварски уничтожен компанией «Ист Лайн» при реконструкции аэропорта 2 августа 2006 года

Внуково
Во внуково был установлен Ту-104Б-ТС СССР-Л5412, летавший с 1959 по 1976 г. Салон на 100 пассажиров был переделан на 105 пассажиров.
http://www.stela-vnukovo.narod.ru/all_tu.htm
В начале 1970-ых конвертирован в Ту-104Б-ТС на ВАРЗ-400. 15 сентября 1976 был установлен на постаменте во Внуково и получил ложный бортовой CCCP-L5412 (в честь первого Ту-104, выполнившего рейс с пассажирами). 23 сентября 2004 был демонтирован и позже порезан. Второй Ту-104 с бортовым CCCP-L5412. Вместо него установлен Ту-104Б с тем же номером.

Быково
В ныне полуубитом порту Быково стоял памятник Ил-14М




СССР-91484. Летал с 1954 г., с 1980 г. на хранении в виде памятника. Салон на 18 пассажиров, с ноября 1955 года - салон на 24 пассажира (первый 24-местный Ил-14, испытания проведены В.Коккинаки).
Один из бортов, обеспечивавших визит Хрущёва в Прагу в октябре 1956.
В МагСПиВС - базировался в Воронеже и Мячково.
Самолет варварски уничтожен в апреле 2004 г. - http://vulkan-avia.livejournal.com/45917.html


ВВЦ
На площади Промышленности ВВЦ исторически стояли различные самолеты возле копии ракеты "Восток".


В 1957 году у ракеты поставили ТУ-104 - как достижение нашего авиапрома того времени. Он принадлежал авиационному ведомству СССР - через некоторое время этот самолет сочли не соответствующим задачам ВДНХ СССР - то Также на выставке демонстрировался один из первых ТУ-124. Потом он был установлен на территории учебного заведения на ул. Молостовых в Москве, но, простояв там лет двадцать, сгорел.
В 1970-е годы - ТУ-134 и ЯК-40 – все они не принадлежали ВДНХ СССР и были вывезены с территории – далее их судьба не известна.
Так, одно время в 1990-е годы, по словам старожилов, у ракеты стоял ЯК-52.
80-е и начало 90-хх - экспонировались ТУ-154М, Як-42 и Як-38. Их я и застал, посетив в мае 1998 года ВВЦ.
Сегодня на площади есть только Як.

Ту-154


Ту-154 СССР-85005 был установлен памятником на ВДНХ (постановление СМ СССР №ПА-8814 от 2.6.1976). Летал с 1971 по 1976 гг. Самолет, являющийся символом ВВЦ, варварски уничтожен 13 сентября 2008 года на глазах десятков посетителей выставки.
http://www.russia.ru/video/tu154vvc/
http://fishki.net/comment.php?id=41024

В 1998 году удалось посидеть за его штурвалом и побывать на борту...



Як-42
Среднемагистральный авиалайнер Як-42 (НАТО - "Clobber") (CCCP-42304) 1978 г.в. - второй летный прототип. В июне 1979 года, Як-42 был представлен мировой общественности на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже (выставочный код "349").Новый суперсовременный лайнер советских авиаконструкторов произвел во Франции настоящий фурор. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский - Варшава - Ле-Бурже: командир, герой СССР - Валентин Мухин, второй пилот - Олег Булыгин, штурман - Владислав Худяков, механик - Алексей Лазовой.
Никогда не возил пассажиров.
В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, ЯК-42 рассчитан на дальность не более 2900!После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года ЯК-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!


Когда-то на фюзеляже была надпись «Этот экземпляр самолёта экспонировался на парижской авиационной выставке и получил высокую оценку авиационных специалистов мира».
Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт ТУ-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь ЯК-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника отступила.
14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки. 4 июня 2009 года, в День рождения самолета, легендарный лайнер вновь "принял пассажиров".
9 мая 2010 года ЯК-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.

Як-38 11


Самолет предположительно выпущен в 1978 г. Вероятный эксплуатант - ОКБ Яковлева. Борта 03-08 и 06-07 с 25 июля по 1 августа 1980 года принимали участие в испытаниях по посадке на мобильную платформу (лётчик-испытатель Олег Кононенко совершил 10 полётов). В ноябре того же года по этой программе было совершено ещё 35 испытательных полётов, а также дополнительно 26 полётов по программе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (пилотировали лётчики-испытатели Михаил Дексбах, Владимир Гордиенко и другие). Какой борт из двух использовался в каждом конкретном случае достоверно не известно. 06-07 точно летал в июле 1980 года. Где то в середине 1980-х проходил ремонт на Евпаторийском АРЗ, в то время бортовой номер отсутствовал. В 1998 году демонстрировался на ВВЦ. В настоящее время находится в экспозиции Центрального музея ВВС России в подмосковном Монино.


На на набережной Москвы-реки у Парка Горького удалось снять макет Бурана БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году полноразмерный макет был передан в лизинг обществу «Космос — Земля» (президент — космонавт Герман Титов).



Буран на самолете АН-225 на авиашоу в Ле-Бурже


Tags: Буран, Быково, ВВЦ, Внуково, Домодедово, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Москва, Ту-114, Ту-154, Шереметьево, Як-38, Як-42Д, авиация, памятники, самолеты, споттинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments