На фото видна изначальная концепция Ил-86: пассажиры со всем багажом заходили на нижнюю палубу самолета через собственные трапы и сами расставляли багаж на полках грузового отсека, после чего поднимались в салон. На выходе, соответственно, сами забирали багаж. Самообслуживание :) Ибо по тем временам инфраструктура аэропортов не была рассчитана на такое количество пассажиров одного рейса. Заглушки с двигателей обычно вынимали перед самым запуском, а посадка на ИЛ-86 обычно длилась не менее 40 минут. Сначала сажали пассажиров, прибывших с аэровокзала (причем обычно было 4-5 автобусов), затем сажали тех, кто регистрировался в порту...
Ил-86 на стоянке, рейс "Алма-Ата - Москва". 1995 г.
Что интересно, за исключением пулковского борта, у Ил-86 не было ни одной аварии за всю историю пассажирских перевозок.
Ил-86 RA-86073, рейс "Алма-Ата - Санкт-Петербург". 1995 г.
В Алматинском авиаотряде было 9 бортов ИЛ-86. Выполнялись на них 3 "прямых" ежедневных рейсов на Москву 501/502, 503/504 и 506/506, а также один с посадкой в Актюбинске 525/526. Кроме того был рейс по нечетным дням Алма-Ата-Минеральные Воды-Киев 4245/4246. Один ежедневный рейс выполнялся ташкентским авиаотрядом Ташкент-Алма-Ата 4993/4994 и уже в самом конце их карьеры начал летал в Алма-Ату китайский борт ИЛ-86 по маршруту Урумчи-Алма-Ата.
Итак, Алматинские борта - 86067, 86068, 86069, 86071, 86077, 86086, 86101, 86102,86116. Самым долгоживущим оказался 86077-в 2003-м еще взлетал с грохотом над городом, 69 и 86 борта быстро пришли в негодность, в 90-е уже не летали, 102 борт-где то на свалке в Новосибирске, и последний 116-й 1991 года выпуска- стоит в аэропорту Алматы. И был еще рейс Алма Ата-Санкт-Петербург (тогда Ленинград).
Казахстанский Ил-86. 1995 г.
Сразу после открытия аэровокзала 15 апреля 1978 года на маршрурте 101 работали Икарус-255 6 автопарка, но недолго, вскоре их сменили ЛАЗ-697Н 1 парка, затем около года совместно с ЛАЗами работали также 2 специально переделанных ЛиАЗ-677 с самопально отгороженной задней площадкой, куда складывали багаж, затем уже пошли ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р, а после того как закрыли 1 автопарк там работали TEMSA Prestij автобазы аэропорта до самого закрытия аэровокзала. Автобус забирал пассажиров после регистрации с обратной стороны аэровокзала и привозил прямо к трапу самолета, как и перронный автобус... В настоящее время аэровокзал сдулся и "улететь" можно только из аэропорта, а до 2000-х можно было и с аэровокзала в центре города.
Цена проезда в 101 маршруте была в 3 раза выше обычного городского экспресса в аэропорт - 30 копеек. Оплату брали при регистрации авиабилетов в Аэровокзале. Провоз 1 места багажа пассажира, перевезенного в багажнике автобуса - 10 копеек. Действовали те же льготы на бесплатный проезд, что и на всей территории СССР - Герои Советского Союза и Соцтруда, Депутаты Верховного Совета и т д.
Вдали виден Лаз-699Р привезший пассажиров к самолету. 1995 г.
Обратный рейс из аэропорта обычно шел пустым, но тем не менее водителям разрешалось выезжать на привокзальную площадь и совершенно официально брать пассажиров до ЦУМа и ГорАэровокзала с выдачей билетов за те же 30 копеек. Но обычно никто эти билеты не выдавал, то есть водители в открытую "левачили". Обратный маршрут в дневное время пользовался малым спросом - дороговато, а вот ночью эти автобусы были очень кстати !!!
Стоящий в запаснике Ил-86 а/к "Южная" (UN-86116). 2012 г.
Фото автора и из журнала "Автотранспорт Казахстана"