?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ту-144 в Алма-Ате

Не могу не написать о легендарном самолете, который летал в город, где я прожил треть жизни...

Утром 1 ноября 1977 года жители Алма-Аты услышали громкий гул, доносящийся с неба. Закинув головы, горожане увидели огромный грациозный самолет, заходящий на посадку. Это был знаменитый лайнер Ту-144 – детище авиаконструктора Туполева. Сверхзвуковой пассажирский самолет совершал свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата (SU499). Первый же рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года, когда самолёт перевёз почту и посылки. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи Аэрофлота, в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты Аэрофлота. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-18000 м со скоростью 2000-2200 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек.



В ноябре 1962 года Франция и Великобритания подписали соглашение о совместной разработке сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд". Политбюро КПСС сразу озадачилось: "А мы что, рыжие?". И уже через год Туполев ставит задачу перед своим конструкторским бюро – спроектировать реактивный пассажирский лайнер. Сразу возникло множество проблем. Например, чтобы обеспечить пассажирам комфортабельный полет, аэродинамика сверхзвукового лайнера должна была быть на 50% лучше, чем у военного реактивного самолета. Для выполнения всех этих работ из других авиационных организаций в КБ Туполева было прикомандировано свыше тысячи человек.

И вот красавец Ту-144, похожий на хищную птицу, был построен. К концу 1968 года все было готово к первому полету. 31 декабря летчик-испытатель Эдуард Елян поднял реактивный лайнер в небо. На два месяца Советский Союз опередил европейцев с их "Конкордом". Через полгода Ту-144 первым из пассажирских самолетов преодолел сверхзвуковой барьер. Следующий символический рубеж лайнер преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16 300 метров со скоростью 2 150 км/ч.
Летом 1971 года Ту-144 произвел огромное впечатление на гостей Международной авиационной выставки в Париже. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как "Конкорду" для каждой воздушной гавани требовался отдельный сертификат на посадку.
3 июня 1973 года во время показательного полета на авиасалоне в парижском Ле Бурже произошла трагедия. На глазах у многотысячной толпы Ту-144 разбился. Со временем выяснилось, что экипаж самолета был вынужден совершить резкий маневр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским "Миражом". Летчик должен был сфотографировать советский Ту-144 в полете, что совершено недопустимо на авиасалонах. Несмотря на это, Ту-144 начал совершать регулярные коммерческие рейсы. Для начала выбрали маршрут Москва – Алма-Ата.


Многие алматинцы специально ездили в аэропорт, чтобы полюбоваться на совершенство линий этого суперлайнера. В поселке Красное Поле колхозники прекращали работу, любуясь на стремительный взлет Ту-144... Незабываемое зрелище: огромный лайнер не казался громоздким. Совершенная грация фантастической птицы!




Посещал лайнер с грузами и соседний Ташкент...
Билеты на Ту-144 стоили на двадцать рублей дороже, чем на обычный рейс (68 против 48); по другим данным - билеты стоили на шесть рублей дороже. Обычный рейс до Москвы стоил 62-50, "рейс 500" по средам на Ту-144 - 68-50. Один из счастливчиков, летевших на ТУ-144, вспоминает, что первых пассажиров в аэропорту Домодедово провожали как космонавтов. По громкой связи торжественно объявили: "Производится посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер!". Перед пассажирами расстилали красную ковровую дорожку. Пассажиры шествовали по ней, как кинозвезды Голливуда, сопровождаемые завистливо-восхищенными взглядами... Страшно не было, хоть все и знали про авиакатастрофу в Ле Бурже. Было какое-то веселое возбуждение – как перед рискованным, но увлекательным приключением. Внутри лайнера – три шикарных салона, специальные гардеробы, кондиционеры работают. Кресел свободных много – при 140 местах летело всего 80 пассажиров...
17 километров над землей.



Кабина



... Это почти что космос, в иллюминаторе можно было разглядеть, что Земля круглая. На такой высоте летал Ту-144. Стюардессы – все как на подбор красавицы. Коньяком поили, бутерброды с черной икрой разносили. Все бесплатно...






Экипаж рапортует об успешном полете








Дед Мороз встречает экипаж и пассажиров Ту-144 в Алма-Ате под Новый год



1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для этого послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, происшедшая 23 мая 1978 года. Но, скорее всего, Министерство гражданской авиации не хотело больше связываться с такими сложными машинами и доводить их до ума – проблем слишком много. До разработчиков "Конкорда" это дошло гораздо позже – на них перестали летать только 27 лет спустя.

Таким образом, в Алматы побывало три Ту-144С - СССР-77106 (транспортные рейсы в Алма-Ату, СССР-77109, СССР-77110 (пассажирские рейсы в Алма-Ату.



К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144 (постройка ещё четырёх самолётов так и не была закончена), которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов.
В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира).
Позже Ту-144 совершали только испытательные полёты и несколько полётов с целью установления мировых рекордов.

Сейчас Ту-144 можно увидеть на авиашоу в Жуковском (СССР-71115), в авиамузее в Монино (СССР-77106).



http://www.youtube.com/watch?v=RQMeYiQpn6Y&feature=player_detailpage
http://www.youtube.com/watch?v=8w73qouhz6U&feature=player_detailpage

По материалам Интернета (http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=65921 (Э. Аубакиров), http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu144.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-144, http://www.alatoday.info/?p=6427 и другие)

Comments

max_sky
Jul. 4th, 2018 01:10 pm (UTC)
Вот не могу сказать. Я в 1977 родился, а мой отец на Ту144 успел слетать

Profile

споттинг, самолеты, аэропорт, авиация
max_sky
max_sky

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel