max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Category:

Ту-144 в Алма-Ате

Не могу не написать о легендарном самолете, который летал в город, где я прожил треть жизни...

Утром 1 ноября 1977 года жители Алма-Аты услышали громкий гул, доносящийся с неба. Закинув головы, горожане увидели огромный грациозный самолет, заходящий на посадку. Это был знаменитый лайнер Ту-144 – детище авиаконструктора Туполева. Сверхзвуковой пассажирский самолет совершал свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата (SU499). Первый же рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года, когда самолёт перевёз почту и посылки. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи Аэрофлота, в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты Аэрофлота. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-18000 м со скоростью 2000-2200 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек.



В ноябре 1962 года Франция и Великобритания подписали соглашение о совместной разработке сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд". Политбюро КПСС сразу озадачилось: "А мы что, рыжие?". И уже через год Туполев ставит задачу перед своим конструкторским бюро – спроектировать реактивный пассажирский лайнер. Сразу возникло множество проблем. Например, чтобы обеспечить пассажирам комфортабельный полет, аэродинамика сверхзвукового лайнера должна была быть на 50% лучше, чем у военного реактивного самолета. Для выполнения всех этих работ из других авиационных организаций в КБ Туполева было прикомандировано свыше тысячи человек.

И вот красавец Ту-144, похожий на хищную птицу, был построен. К концу 1968 года все было готово к первому полету. 31 декабря летчик-испытатель Эдуард Елян поднял реактивный лайнер в небо. На два месяца Советский Союз опередил европейцев с их "Конкордом". Через полгода Ту-144 первым из пассажирских самолетов преодолел сверхзвуковой барьер. Следующий символический рубеж лайнер преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16 300 метров со скоростью 2 150 км/ч.
Летом 1971 года Ту-144 произвел огромное впечатление на гостей Международной авиационной выставки в Париже. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как "Конкорду" для каждой воздушной гавани требовался отдельный сертификат на посадку.
3 июня 1973 года во время показательного полета на авиасалоне в парижском Ле Бурже произошла трагедия. На глазах у многотысячной толпы Ту-144 разбился. Со временем выяснилось, что экипаж самолета был вынужден совершить резкий маневр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским "Миражом". Летчик должен был сфотографировать советский Ту-144 в полете, что совершено недопустимо на авиасалонах. Несмотря на это, Ту-144 начал совершать регулярные коммерческие рейсы. Для начала выбрали маршрут Москва – Алма-Ата.


Многие алматинцы специально ездили в аэропорт, чтобы полюбоваться на совершенство линий этого суперлайнера. В поселке Красное Поле колхозники прекращали работу, любуясь на стремительный взлет Ту-144... Незабываемое зрелище: огромный лайнер не казался громоздким. Совершенная грация фантастической птицы!




Посещал лайнер с грузами и соседний Ташкент...
Билеты на Ту-144 стоили на двадцать рублей дороже, чем на обычный рейс (68 против 48); по другим данным - билеты стоили на шесть рублей дороже. Обычный рейс до Москвы стоил 62-50, "рейс 500" по средам на Ту-144 - 68-50. Один из счастливчиков, летевших на ТУ-144, вспоминает, что первых пассажиров в аэропорту Домодедово провожали как космонавтов. По громкой связи торжественно объявили: "Производится посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер!". Перед пассажирами расстилали красную ковровую дорожку. Пассажиры шествовали по ней, как кинозвезды Голливуда, сопровождаемые завистливо-восхищенными взглядами... Страшно не было, хоть все и знали про авиакатастрофу в Ле Бурже. Было какое-то веселое возбуждение – как перед рискованным, но увлекательным приключением. Внутри лайнера – три шикарных салона, специальные гардеробы, кондиционеры работают. Кресел свободных много – при 140 местах летело всего 80 пассажиров...
17 километров над землей.



Кабина



... Это почти что космос, в иллюминаторе можно было разглядеть, что Земля круглая. На такой высоте летал Ту-144. Стюардессы – все как на подбор красавицы. Коньяком поили, бутерброды с черной икрой разносили. Все бесплатно...






Экипаж рапортует об успешном полете








Дед Мороз встречает экипаж и пассажиров Ту-144 в Алма-Ате под Новый год



1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для этого послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, происшедшая 23 мая 1978 года. Но, скорее всего, Министерство гражданской авиации не хотело больше связываться с такими сложными машинами и доводить их до ума – проблем слишком много. До разработчиков "Конкорда" это дошло гораздо позже – на них перестали летать только 27 лет спустя.

Таким образом, в Алматы побывало три Ту-144С - СССР-77106 (транспортные рейсы в Алма-Ату, СССР-77109, СССР-77110 (пассажирские рейсы в Алма-Ату.



К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144 (постройка ещё четырёх самолётов так и не была закончена), которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов.
В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира).
Позже Ту-144 совершали только испытательные полёты и несколько полётов с целью установления мировых рекордов.

Сейчас Ту-144 можно увидеть на авиашоу в Жуковском (СССР-71115), в авиамузее в Монино (СССР-77106).



http://www.youtube.com/watch?v=RQMeYiQpn6Y&feature=player_detailpage
http://www.youtube.com/watch?v=8w73qouhz6U&feature=player_detailpage

По материалам Интернета (http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=65921 (Э. Аубакиров), http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu144.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-144, http://www.alatoday.info/?p=6427 и другие)
Tags: Алматы, Москва, Ту-144, авиация, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments