Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Как-то я уже рассказывал о технопамятниках Москвы. Тогда речь шла о самолетах, установленных у аэропортов и на территории ВВЦ. Сегодня мы побываем на Поклонной горе. Фото сделаны в мой визит 6 мая 1998 года.
Итак, пройдемся по экспозиции.




1. И-15 (прозвище Чато исп. Курносый) — советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Главный конструктор - Поликарпов Н. Н. Первый полёт -осень 1933. Эксплуатация - 1934-1953 гг.. Бортовой номер - 14.
2. ДИ-6 (ЦКБ-11) — советский двухместный истребитель. Выпускался серийно в 1937—1938 годах. В 1936—1938 годах 61 самолёт был выпущен в варианте штурмовика под маркой ДИ-6Ш. Первый в мире серийный биплан с убирающимися шасси. Для сварки лонжеронов крыла, впервые в СССР, применялась атомно-водородная сварка. Самолёт принимал участие в Польском походе РККА, а с 1940 года передавался в учебные части и исключался из состава РККА. Самолёт создан бригадой С. А. Кочеригина в конце 1934 года при непосредственном участии Владимира Панфиловича Яценко. Бортовой номер - 3.



2. Лавочкин Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначальное название - ЛаГГ-5. Бортовой номер - 15.



3. Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции П. О. Сухого. От других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве арткорректировщика во второй половине Великой отечественной войны. Бортовой номер - 27.



4. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Бортовой номер - 17.



5. МиГ-15УТИ (по кодификации НАТО: Midget, Ми́джит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Бортовой номер - 06.



6. И-16 (ЦКБ-12), (прозвища: ишак, ишачок, rata (исп. крыса), mosca (исп. муха) (среди испанских республиканцев)) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси. Бортовой номер - 91.



7. МиГ-21ПФС, ПФМ - серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99. МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — разработан ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью. Бортовой номер - 09.



8. Вертолет Ми-8Т (?) Бортовой номер - 68.
Военно-транспортный Ми-8 создан в ОКБ Миля в 1960-м. Серийное производство Ми-8 началось в 1965-м, вертолёт оснащался двигателями ТВ2-117. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых подобных машин в истории авиации. Вертолёт выпускался в нескольких модификациях: пассажирской, десантно-транспортной, постановщика помех, санитарной. Ми-8 выполнял боевые задачи в различных точках Земного шара, особое применение нашел в республике Афганистан. Производятся и по сей день, продолжая выполнять тяжелую работу, которая не под силу другим.



9. Су-15ТМ (по кодификации НАТО: Flagon) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и принимал участие во множестве инцидентов, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известный такой инцидент с участием Су-15 произошёл в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году. Бортовой номер - 11.



10. Ка-25ПЛ (по кодификации НАТО: Hormone) — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.Стал первым советским противолодочным вертолётом а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение (первый сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году). Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Бортовой номер - 77.

МиГ-23МЛ (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В. Бортовой номер - 14.




11. Ми-24Д (25) (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).
Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана. Бортовой номер -115.



12. Су-25 (изделие "Т-8", по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач». Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года бывший с 2012 годa министр обороны РФ Анатолий Сердюков объявил о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России. Бортовой номер - 12.



13. МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.



Экспозиция с того времени изменилась, переехала под крытый навес. Просматривая, что добавилось отмечу еще экземпляры на фото других авторов:

14. И-15 http://russianplanes.net/id100712

15. Миг-23/27 http://russianplanes.net/id100683
http://russianplanes.net/id108477

16. Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть»). Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
http://russianplanes.net/id100615
http://russianplanes.net/id26871

17. ЛаГГ-3 (Лавочкин-Горбунов-Гудков, прозвища: «рояль», «красавец») — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед самой войной (Другие два — МиГ-3 и Як-1).
http://russianplanes.net/id100614
http://russianplanes.net/id27686

18. Ка-26 (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Улан-Удэ и авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира. Вертолёт в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ.
http://russianplanes.net/id100686

19. Ми-24/25/35
http://russianplanes.net/id90383

20. Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг. Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/ч с двигателем ВК-105ПФ2 и 720—740 км/ч с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъёмность (время набора 5000 м — 4,1 мин, хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей.
http://russianplanes.net/id59368
http://russianplanes.net/id28247

21. Су-17/20/22 (изделие "С32", по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.
http://russianplanes.net/id54427
http://russianplanes.net/id8243 (Су-17УМЗ)

22. МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фре́скоу — англ. Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
http://russianplanes.net/id54418

23. Ил-4 (обозначение НАТО — Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси .Наименование Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6800 экземпляров (из них Ил-4 — 5256). Наиболее известным достижением этих самолетов были бомбардировки Берлина в начале войны.
http://russianplanes.net/id43835

24. По-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.
http://russianplanes.net/id23652

Profile

споттинг, самолеты, аэропорт, авиация
max_sky
max_sky

Latest Month

December 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel