max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Categories:

Авиатехнопамятники Москвы. Часть 2. Музей на Поклонной горе

Как-то я уже рассказывал о технопамятниках Москвы. Тогда речь шла о самолетах, установленных у аэропортов и на территории ВВЦ. Сегодня мы побываем на Поклонной горе. Фото сделаны в мой визит 6 мая 1998 года.
Итак, пройдемся по экспозиции.




1. И-15 (прозвище Чато исп. Курносый) — советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Главный конструктор - Поликарпов Н. Н. Первый полёт -осень 1933. Эксплуатация - 1934-1953 гг.. Бортовой номер - 14.
2. ДИ-6 (ЦКБ-11) — советский двухместный истребитель. Выпускался серийно в 1937—1938 годах. В 1936—1938 годах 61 самолёт был выпущен в варианте штурмовика под маркой ДИ-6Ш. Первый в мире серийный биплан с убирающимися шасси. Для сварки лонжеронов крыла, впервые в СССР, применялась атомно-водородная сварка. Самолёт принимал участие в Польском походе РККА, а с 1940 года передавался в учебные части и исключался из состава РККА. Самолёт создан бригадой С. А. Кочеригина в конце 1934 года при непосредственном участии Владимира Панфиловича Яценко. Бортовой номер - 3.



2. Лавочкин Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначальное название - ЛаГГ-5. Бортовой номер - 15.



3. Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции П. О. Сухого. От других советских самолетов данного класса отличался передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Последняя черта позволила успешно использовать эту машину в качестве арткорректировщика во второй половине Великой отечественной войны. Бортовой номер - 27.



4. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Бортовой номер - 17.



5. МиГ-15УТИ (по кодификации НАТО: Midget, Ми́джит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Бортовой номер - 06.



6. И-16 (ЦКБ-12), (прозвища: ишак, ишачок, rata (исп. крыса), mosca (исп. муха) (среди испанских республиканцев)) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси. Бортовой номер - 91.



7. МиГ-21ПФС, ПФМ - серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99. МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — разработан ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью. Бортовой номер - 09.



8. Вертолет Ми-8Т (?) Бортовой номер - 68.
Военно-транспортный Ми-8 создан в ОКБ Миля в 1960-м. Серийное производство Ми-8 началось в 1965-м, вертолёт оснащался двигателями ТВ2-117. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых подобных машин в истории авиации. Вертолёт выпускался в нескольких модификациях: пассажирской, десантно-транспортной, постановщика помех, санитарной. Ми-8 выполнял боевые задачи в различных точках Земного шара, особое применение нашел в республике Афганистан. Производятся и по сей день, продолжая выполнять тяжелую работу, которая не под силу другим.



9. Су-15ТМ (по кодификации НАТО: Flagon) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и принимал участие во множестве инцидентов, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Наиболее известный такой инцидент с участием Су-15 произошёл в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году. Бортовой номер - 11.



10. Ка-25ПЛ (по кодификации НАТО: Hormone) — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования.Стал первым советским противолодочным вертолётом а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение (первый сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году). Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Бортовой номер - 77.

МиГ-23МЛ (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В. Бортовой номер - 14.




11. Ми-24Д (25) (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).
Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана. Бортовой номер -115.



12. Су-25 (изделие "Т-8", по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач». Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года бывший с 2012 годa министр обороны РФ Анатолий Сердюков объявил о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России. Бортовой номер - 12.



13. МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.



Экспозиция с того времени изменилась, переехала под крытый навес. Просматривая, что добавилось отмечу еще экземпляры на фото других авторов:

14. И-15 http://russianplanes.net/id100712

15. Миг-23/27 http://russianplanes.net/id100683
http://russianplanes.net/id108477

16. Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть»). Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
http://russianplanes.net/id100615
http://russianplanes.net/id26871

17. ЛаГГ-3 (Лавочкин-Горбунов-Гудков, прозвища: «рояль», «красавец») — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед самой войной (Другие два — МиГ-3 и Як-1).
http://russianplanes.net/id100614
http://russianplanes.net/id27686

18. Ка-26 (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Улан-Удэ и авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира. Вертолёт в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ.
http://russianplanes.net/id100686

19. Ми-24/25/35
http://russianplanes.net/id90383

20. Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг. Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/ч с двигателем ВК-105ПФ2 и 720—740 км/ч с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъёмность (время набора 5000 м — 4,1 мин, хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей.
http://russianplanes.net/id59368
http://russianplanes.net/id28247

21. Су-17/20/22 (изделие "С32", по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.
http://russianplanes.net/id54427
http://russianplanes.net/id8243 (Су-17УМЗ)

22. МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фре́скоу — англ. Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
http://russianplanes.net/id54418

23. Ил-4 (обозначение НАТО — Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси .Наименование Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6800 экземпляров (из них Ил-4 — 5256). Наиболее известным достижением этих самолетов были бомбардировки Берлина в начале войны.
http://russianplanes.net/id43835

24. По-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.
http://russianplanes.net/id23652

Tags: Ди-6, И-15, Ил-2, Ил-4, Ка-25, Ка-26, Ла-5, Лагг-3, Ли-2, Ми-24, Ми-8, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-23, МиГ-29, Москва, По-2, Поклонная гора, Су-15, Су-17, Су-2, Су-25, У-2, Як-3, авиация, вертолеты, самолеты, споттинг
Subscribe

  • Мартовские подзаборинговые летуны )

    Мартовские картинки, снятые в окрестностях аэропорта - у забора, за забором и не только ) "Рояль" вернулся, но не с чартерными…

  • "Чебурашку" манит небо

    Красавец "Чебурашка" Ан-72 радует фотографов - и формами, и звуком, и запахами Красавчик на посадке Прозвище получил за…

  • "Жемчужина Балтики" в Омске

    4 апреля 2019 года в Омский аэропорт на московское направление пришел российский low-cost перевозчик — а/к «Победа». Полеты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments