max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Category:

За штурвалом самолета - женщина! ))

Женщина в кабине воздушного судна в качестве пилота - явление не частое... В бытность моей жизни в Казахстане, мы гордились единственной в СНГ женщиной-капитаном экипажа воздушного судна на территории СНГ Тоты Амировой.
Прочитать об этом можно здесь и здесь
А здесь есть видео - вот и вот






Всего в России на пассажирских рейсах работает меньше двух десятков женщин-пилотов. Так в 2011 году а/к "Россия" приняла первую-женщину-пилотессу в свой штат Светлану Казачкову. А на неделе мне попался материал о российской пилотессе из "Нордавиа".



Оригинал взят у yarkova_alena в Мария Трунина: Всегда мечтала управлять самолетом
Всего в России на пассажирских рейсах работает меньше двух десятков женщин-пилотов. А в авиакомпании НордАвиа Мария Трунина и вовсе единственная пилотесса. Накануне Международного женского дня она рассказывает нам о своем пути в профессию, которую традиционно принято считать мужской.


mariatrunina1- Мария, пилотировать пассажирский самолет – сложно? Наверняка, чтобы поднять и посадить такую машину требуется применение физической силы, которой у женщин гораздо меньше, чем у мужчин.
- Я летаю на Боинг-737, управлять которым под силу любой физически развитой женщине. Там тросовая проводка идет через гидравлическую систему, и, если все в порядке, усилий нужно прилагать не больше, чем при вождении «Жигули». Вот если отказывают гидросистемы, то необходимы серьезные физические усилия на штурвале. Этот случай мы отрабатывали на тренажерах, тогда даже мальчишки потели, и не у всех получалось. Но я не слышала, чтобы в полете у кого-нибудь отказывала гидросистема. Считается, что для девушек больше подходят «Аэробусы». Там управление идет с помощью джойстика, и, насколько я понимаю, тросовых проводок нет вообще.

- Как Вы пришли в профессию?
- Я с детства мечтала управлять самолетом. Но, поскольку у меня в авиации не было ни родственников, ни знакомых, долгое время была уверена, что осуществить эту мечту невозможно. После школы поступила в Институт электронной техники, а потом перевелась в Московский Государственный Технический Университет гражданской авиации, на факультет менеджмента. Раньше специальность называлась инженер-экономист, а в менеджмент она была переименована в годы перестройки. Окончив институт, работала в наземных службах авиакомпаний, занималась обслуживанием пассажиров, грузов и самолетов. Пока однажды мой молодой человек по моей же просьбе не подарил мне пилотаж на ЯК-52…

- Это стало поворотным моментом?
- Да, пожалуй. Мы поехали на аэродром Кубинка, и там я впервые поднялась в воздух в качестве пилота. И тогда поняла, что, оказывается, научиться летать может любой желающий! Я загорелась этой идеей. По выходным ездила на небольшой аэропорт и училась управлять маленьким ЯК-18Т, нашей прославленной «летающей партой» (улыбается). После освоения его у меня появилась возможность переучиться на самолет побольше - Л-410, с последующей перспективой стать внештатным пилотом в дроп-зоне на соседнем аэродроме. И я продолжила летать там. Одновременно обучалась в различных учебных заведениях, получала знания, необходимые для работы в «большой» авиации, в таких областях как навигация при выполнении международных полетов, метеорология, воздушное право... А после трудоустройства в «НордАвиа» прошла переподготовку на Боинг–737.

boeing737- Вы помните ощущения от первого полета на пассажирском лайнере? Ведь пилотировать небольшой самолет – это одно, а нести ответственность за жизнь многих людей – совсем другое.
- Поначалу в эту роль вжиться было непросто. На маленьком самолете твоя главная задача – пилотировать, удерживать направление. Если на заднем сидении есть пассажир, всегда можно обернуться и спросить, как он себя чувствует. А здесь сзади тебя глухая стенка, и ты не знаешь, что происходит в салоне. И ответственность за людей добавляет волнения. Еще, когда летишь на высоте 8-9 тысяч метров, земли почти не видно – это тоже сначала смущало. На маленьких самолетах земля служит ориентиром, а тут вокруг – сплошные облака. Но потом привыкаешь.

- Ваше желание управлять самолетом немного удивляет. Обычно девушки мечтают о карьере бортпроводниц…
- Знаете, мне всегда нравилось иметь связь с техникой, у меня это хорошо получалось. Даже в детстве я чаще играла в машинки, чем в куклы.

- Сейчас на пассажирских рейсах в России работает около двадцати девушек-пилотов. Вы общаетесь с кем-нибудь из них?
- Общаться – не общаюсь, но слышала о многих. Параллельно со мной училась девушка Татьяна, она тоже пошла в большую авиацию, сейчас летает в авиакомпании «Якутия» на «Боинге-737». Сейчас у моего инструктора две курсантки, они не планируют работать на пассажирских рейсах, но летают с удовольствием. Это в большой авиации пилотессы - редкость, а в малой – нет.

- Как к Вам относятся мужчины – знакомые и коллеги?
- Наверное, процентов семьдесят – положительно, помогают, поддерживают. Пятнадцать процентов – нейтрально и столько же – отрицательно. Есть и такие, которые говорят: «Что она вообще тут делает? Пусть идет на кухню и варит щи!» Некоторые российские авиакомпании принципиально не принимают на работу женщин-пилотов. Что же касается моих знакомых – они давно знали о моей мечте летать, поэтому не удивляются.

mariatrunina3- Что Вы чувствуете, когда приходится лететь в пассажирском кресле?
- Некоторый дискомфорт. Маленький обзор, ты не видишь, что происходит, не видишь, кто сидит за штурвалом. Не обладаешь всей полнотой информации. И ощущение, что ситуацию контролируешь не ты, напрягает.

- На каких рейсах Вас можно встретить?
- В основном я сейчас летаю по трем маршрутам: из Москвы в Мурманск, в Нарьян-Мар и в Сыктывкар.

- А если говорить о личном – остается ли время на хобби?
- Тут двоякая ситуация. С одной стороны, сейчас я стала дома бывать чаще, чем когда работала пять дней в неделю. С другой стороны – даже в свободное время мысли только о полетах. Постоянно анализирую прошедший полет, думаю о будущем, стараюсь развиваться в профессиональном плане. Хотя иногда хочется заняться чем-нибудь творческим. Например, флористика мне интересна - с удовольствием бы составляла цветочные композиции. Но сейчас совсем не получается по времени.

- У Вас есть дети?
- У меня дочка, ей 13 лет.

- Наверное, гордится Вами и Вашей профессией?
- Нет, к сожалению, она совершенно равнодушна к авиации. Мне даже немного обидно. У нее совсем другие интересы – увлекается театром.

- Если бы не сложилось с небом, в какой области Вы могли бы состояться?
- У меня уже есть вполне земная профессия, связанная с небом. И, если бы я не пошла в летчики, то работала бы в наземных авиационных службах. В любом случае, осталась бы в авиации тем или иным образом.

- О чем Вы мечтаете?
- Я мечтаю иметь свой частный дом. Очень люблю кошек, а жить с ними в небольшой двухкомнатной квартире тесновато. Надеюсь, когда будет свой дом, смогу расширить численность домашних животных!

Беседовала Елена Яркова
Фото из личного архива Марии Труниной

Для журнала «Люди летают» (авиакомпания НордАвиа, март 2012)




А как вы относитесь к женщинам за штурвалом-самолета?

Положительно
12(80.0%)
Отрицательно
3(20.0%)
Нейтрально
0(0.0%)

Tags: air astana, Нордавиа, Пилот, Россия
Subscribe

  • Самолет-амфибия Чайка Л-44М

    Новинка на аэродроме Поповка @popovka55 - самолет-амфибия Чайка Л-44М. ⠀ Самарская самолетостроительная компания "Чайка" спроектировала…

  • Самолеты поддержки ралли "Шелковый Путь"

    Перед проведением ралли "Шелковый Путь-2021" в Омск прибыл не только борт "ГазпромАвиа" и ряд вертолетов, но и несколько…

  • Первый чартерный из Казахстана

    После двухгодичного отсутствия полетов в Казахстан из-за ковидных ограничений, на минувшей неделе авиакомпания QazaqAir выполнила первый заказной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Самолет-амфибия Чайка Л-44М

    Новинка на аэродроме Поповка @popovka55 - самолет-амфибия Чайка Л-44М. ⠀ Самарская самолетостроительная компания "Чайка" спроектировала…

  • Самолеты поддержки ралли "Шелковый Путь"

    Перед проведением ралли "Шелковый Путь-2021" в Омск прибыл не только борт "ГазпромАвиа" и ряд вертолетов, но и несколько…

  • Первый чартерный из Казахстана

    После двухгодичного отсутствия полетов в Казахстан из-за ковидных ограничений, на минувшей неделе авиакомпания QazaqAir выполнила первый заказной…