max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Categories:

Омское военное авиационное училище летчиков ВВС

Оригинал взят у stariy_voin в Омское военное авиационное училище летчиков ВВС
Омск был одним из центров подготовки кадров для бомбардировочной авиации.


Курсанты слушают инструктора у учебно-тренировочного самолета У-2.

    1 мая 1940 года в Омске была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов».
Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года.
    Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска.
Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.


На зимнем аэродроме у самолета У-2.

Общее количество лично состава было определено следующее:
1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.

Основой для формирования являлись:
- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
- по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
- по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.


На самолете У-2 на аэродроме.

   Начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба – полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович.


У самолета Р-5 на аэродроме.

    От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5.


В карауле на охране стоянки самолетов У-2.

    В марте 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова, командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
    Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров.
    12 апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е. С. Пристром.
    Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков - радистов.
Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5.


Экипажи бомбардировщиков перед учебным полетом. На втором плане советский бомбардировщик СБ.

    После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку.
  Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
  17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов.
  День годового праздника был установлен 1 мая.


Разбор полётов. На заднем плане самолёты УТ-1

    Для комплектования авиационной эскадрильи за период с 6.12.1940 г. по 1.02.1941 г. прибыло 178 человек.
Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек.
    Три человека являлись кандидатами в члены ВКП(б), 107 человек были членами ВЛКСМ, 28 – беспартийные.
    Зачисленные курсанты имели уровень образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек.
    Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты.
    Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет.
    По национальности большая часть –127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах.
    В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек.
    В период с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек. С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека.


Ручная заправка бензином через воронку самолетов УТ-1.

    Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным.
    О состоянии ее материальной части говорят следующие данные, представленные в таблице.
Марка самолета                      Количество (шт.)                  Исправных самолетов штук                                    %
СБ                           32                                       16                                            50
Р-5                           47                                       42                                            89
У-2                          47                                   37                                      78
УТ-1                         8                                     1                                      12


Самолёт УТ - 1, На заднем плане У-2.

      Исправных самолетов было всего 71% от общего числа всех самолетов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолетов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьезно выработан технический ресурс. Так, остаток составлял: на самолетах СБ – 75%, моторесурс – 41%; на Р-5 – 37%, моторесурс – 53%; на У-2 – 68%, моторесурс – 55%.
    При этом серьезные замечания были и по ее техническому состоянию: «почти на всех самолетах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолетов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» и т.п.


Р-5 после аварийной посадки.

    Большое количество неисправных самолетов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолетам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава, который медленно осваивал полевой ремонт.


Самолет СБ

    Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 января 1941 года.
Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.
    Уже в конце мая 1940 года первые курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2.


У самолетов У-2.

    Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ.


На поле самолеты СБ.

      Выполнению графика летной подготовки мешала сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г.было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов,а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.
      Несмотря на все трудности, 28 февраля 1941 г. Военно-воздушные силы СССР получили молодых пилотов – выпускников Омской ВАШП.
      Весной 1941 года из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска.
      К июню 1941 года школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС.


Инструктаж у самолета СБ

Летали по две смены
    Петр Трушин - один из непосредственных участников тех событий. В 1941 году после окончания летного училища он приехал в Омскую авиационную школу в качестве пилота-инструктора. И прослужил здесь вплоть до ее расформирования в 1960 году. Затем еще долго работал в училище гражданской авиации. На фронт его не отпустили, несмотря на многочисленные рапорты от отправке на передовую.
«Ваше дело - учить летать молодежь»,- говорило командование инструкторам, рвавшимся в бой.
    - Фронту нужны были летчики, - пишет ветеран. - Поэтому в школе не считались со временем и санитарными нормами. Летали по две смены. Зимой и летом - на открытом воздухе. Кабины самолетов не были закрыты, и от ледяного ветра летчик был защищен лишь плексигласовым козырьком. В случае отработки мотороресурса двигателей их смена производилась экипажем после полета, ночью. А наутро - снова в воздух. Особенно сложными были ночные вылеты.
    Как вспоминает Петр Трушин, оснащение ночного старта было очень скудное, примитивное. Чтобы экипаж правильно держал направление при взлете и пробеге, вдоль полосы выставлялись переносные фонари «летучая мышь».
    А ориентиром при заходе на посадку служили жаровни, на которых разжигалась смесь бензина и масла.
Радиосвязи между командным пунктом и экипажами в зоне полетов не было. Общались жестами, условными сигналами. Например, покачивание крыльев означало: «Иду на посадку».


Обслуживание самолета Пе-2 на аэродроме.

«Стажировка» на передовой
    Чтобы понять, какие качества и умения особенно требуются летчику на войне, офицеры школы часто отправлялись на стажировку в действующие части. Многие привозили оттуда боевые награды. И потом передавали полученный боевой опыт курсантам.
    Но не всем суждено было вернуться. Во время стажировки на фронте погиб офицер Григорий Шишов. Мужественный летчик, получив ранение, сумел долететь до своего аэродрома, совершил посадку и умер уже на земле, после остановки самолета. Григорий Шишов посмертно награжден орденом Красного Знамени.
    Самыми разными боевыми наградами отмечены и многие выпускники школы. Высшей награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза удостоен выпускник 1942 года, омич Николай Кузнецов. В бою над осажденным Берлином 14 апреля 1945 года Ил-2 старшего лейтенанта Кузнецова был подбит огнем зенитных батарей. Отважный летчик, именем которого после войны названа одна из омских улиц, последним усилием направил горящий штурмовик на вражескую батарею, нанеся противнику серьезный урон. При этом он сам и его бортстрелок погибли.


Курсанты обсуждают полеты у бомбардировщика Пе-2 на аэродроме.

    За 1941 год школа подготовила и послала на фронт тысячу сто шестьдесят два пилота.
    А всего за годы войны более двух тысяч пятисот летчиков на самолеты СБ, Пе-2,ТУ-2
    Из них 35 за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза.


Командир эскадрильи 826-го ШАП Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Ильич Миронов.

Александр Ильич Миронов войну встретил солдатом Красной Армии, в ряды которой был призван в декабре 1940 г., по декабрь 1941 г. являлся курсантом Таганрогской авиационной школы, позже — пилотом-инструктором Таганрогской и Омской военных авиашкол.
С января 1943 г. — в составе 826-го ШАП. Прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи.
23 февраля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза. К маю 1945 г. выполнил 135 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, провёл 4 воздушных боя. Лично уничтожил и повредил: до 3 танков, более 15 автомашин, до 6 полевых орудий, создал 3 очага пожара, подавил огонь 10 огневых точек, взорвал 1 самоходную баржу, 3 склада с боеприпасами, расстрелял до 30 солдат и офицеров.



В кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2.

    На базе школы сформированы и отправлены на фронт 671, 677, 680, 683 авиационные полки (АП), 12 экипажей самолета Р-5, проходили переучивание 12, 13, 132 АП.
    До того времени как была сформирована авиакомендатура, школа обеспечила оперативный перелет на запад 720 самолетов.


Бомбардировщики Ту-2 на заводе №166 в Омске

  9 октября 1945 г. школа переименована в Омское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.


Осмотр двигателей бомбардировщика Пе-2.

  В послевоенные годы Омское училище готовило летчиков на самолетах Пе-2, а с 1951 года на ИЛ-28.


Техническое обслуживание самолётов ИЛ-28.

Училище расформировано 1 декабря 1960 г.


Учебные самолеты ИЛ-28 У

Училище возглавляли:
полковник Пристром Евгений Степанович (31.03.1940 г. - 6.01.1942 г.);
полковник Чумак Ф.С (ВрИО 6.01.1942 г. - 1.04.1942 г.);
полковник Ошурков Л.Я. (1.04.1942 г. - 15.10.1944 г.);
полковник Куриленко И.Г. (15.10.1944 г. - 06.07.1946 г.);
генерал-майор авиации Пристром Евгений Степанович. (6.07.1946 г. - 20 02.1954 г.).


Самолет Ил-28У

Источники:
1. Астраханцев О. Н. Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века) // Научный Вестник МГТУ ГА. М., 2013. № 191 (5). С. 132-136.
2. Иванов С. А. Омск – точка взлета. Омск: Сибирикон, 2010. 272 с.
3. Центральный архив министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11284.
4. ЦАМО РФ. Ф. 60368. Оп. 35867.
5. Сайт http://waralbum.ru


Доклад окончен.
Всегда рад любым дополнениям и исправлениям.
Надеюсь краеведы покажут на карте где дислоцировалось училище.

Tags: Ил-28, Омск, Пе-2, Р-5, СБ, Ту-2, У-2, УТ-1, авиация, ретрофото, самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments