max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Categories:

Музей ВВС в Монино: Гражданская авиация

Давно и много слышал об авиамузее под открытым небом в Монино. Сколько раз бывал в Москве, а попасть в него не хватало времени. В летний отпуск, направляясь в Питер, обратно специально взяли билет, чтобы было в Москве время побывать в столь легендарном месте... Многие мои ЖЖ-френды публиковали посты из музея... Но увидеть своими глазами - это совершенно другое... Добравшись на электричке до Монино, по дороге мы случайно (а может и нет) встретили коллег, а также одного из руководителей музея (!), который помог нам соориентироваться куда двигаться... Добравшись, купили входной билет и направились семьей по экспозиции... На следующий день ожидался День открытых дверей со свободным входом и допуском в самолеты, но увы у нас в ночь был самолет в Тюмень, поэтому все фото сделаны снаружи...
Так как экспонатов много и чтобы не утомлять разобью свои отчеты на части:
- Гражданская авиация
- Военно-транспортная и боевая авиация
- Вертолеты
- Экспериментальные лайнеры
- Историческая экспозиция в павильоне.

DSC_1496.jpg

Остальные части можно увидеть в ссылках ниже поста

Что-то из самолетов и вертолетов было видено мной ранее, из того что впервые особо хочется отметить Ту144, Ту-95, Ту-22, Ми-12, Ми-10....



Центральный музей Военно-воздушных сил — создан 28 ноября 1958 года, а открыт для приёма посетителей 23 февраля 1960 года. Музей обладает богатой экспозицией вертолётов и самолётов как гражданского, так и военного назначения, а также оружия, инструментов, униформы, художественных работ. Экспонаты расположены под открытым небом, в двух ангарах и шести залах. В 1956 году была расформирована авиационная дивизия в Монино. Помещения дивизии переданы для организации музея. Постепенно музею передавались самолёты, вертолёты, как эксплуатируемые, так и экспериментальные. При музее действует реставрационная мастерская, в которой занимаются восстановлением и поддержанием в хорошем состоянии экспонатов. В ремонте самолетов музею помогают ОКБ А. Н. Туполева и ОКБ О. К. Антонова. Они присылают своих специалистов с целью придания самолетам должного вида. Ежегодно музей ВВС посещает более 150 тыс. человек.

Посмотрим на гражданские лайнеры представленные в экспозиции..
Ту-114 - СССР-Л5611 - Россия (СССР) - МАП /1957/
15 ноября 1957 года экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем А.П. Якимовым совершил на нем первый полет. 15 сентября 1959 Л5611 вылетел в Вашингтон с партийно-правительственной делегацией во главе с Н.С. Хрущевым. 29 октября тот же Л5611 с очередной делегацией на борту выполнил полет по маршруту Москва-Пекин. Самый первый опытный самолет CCCP-Л5611 всю свою жизнь провел на аэродроме ЛИИ в городе Жуковском, прекратил полеты в 1968 году, долгое время находился на задворках аэродрома, а в конце 70-х годов был перевезен в музей ВВС в подмосковный город Монино, где находится и поныне. К "туполевым" мы еще вернемся
DSC_1456.jpg

Як-40К - CCCP-87490 - Аэрофлот - МГА СССР /1971/
Экспонировался на Ле-Бурже 1975 (выставочный код 365). Переделан в прототип конвертируемого Як-40К.
DSC_1453.jpg

Як-42 - CCCP-42302 - Россия (СССР) - МАП /1976/
МАП → КБ Яковлева (ММЗ Скорость)
DSC_1454.jpg

За Як-42 расположены Ту-124 - CCCP-45025 - Аэрофлот - МГА СССР /1963/
Салон на 56 пассажиров. Весной 2002 года был подожжён, частично прогорел. Крыша восстановлена.
DSC_1455.jpg


Далее Ту-104АК - Бортовой: 46 (ранее СССР-42390) - Россия (СССР) - ВВС /1958/
В 1967 году переделан в Ту-104АК. Получил бортовой - 46-красный. Документально передан в МО в в/ч 21215. Последний полет совершил 16.1.79 в Монино. Всего по программе испытательных было совершенно 2313 полета с нулевой силой тяжести. Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт — после De Havilland Comet и Avro Jetliner. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. Что интересно, данный борт 46 красный и 48 красный использовались для подготовки космонавтов для имитации невесомости.

и Ил-18В СССР-75737 /1961/. Эксплуатантом являлось Северное территориальное управление ГА (Ленинград а/п Пулково). Зарегистрирован 15 февраля 1961 года. Впервые замечен в Хельсинки 16 сентября 1972 года. Списан в 1977 году. В июле 1977 года передан в музей ВВС в Монино. 12 июля 1977 года совершил последний полет в Монино (экипаж Ленинградского транспортного управления ГА, возглавляемый заслуженным пилотом СССР А. Федотовым). Совершил 13718 полетов, время налёта 34998 часов. В 2000-х годах салон уничтожен пожаром, самолёт спасён пожарными.

Ту-144С - CCCP-77106 - Россия (СССР) - МАП /1974/
Самолет-легенда. Первый Ту-144, использовавшийся для регулярных почтовых и грузовых перевозок. Первый полет совершил 4 марта 1975 года. 26 декабря 1975 - первый технический рейс Москва - Алма-Ата. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Испытывался с октября 1975 года до февраля 1980 года. Участвовал в съемках фильма «Мимино». Общее время полёта 582 часа 36 минут, совершил 320 полетов. 29 февраля 1980 года прибыл в Музей ВВС в Монино, выполнил посадку на грунтовом аэродроме! и пополнил его экспозицию. В 1982 году с него были сняты усиленные шасси, ещё пригодные для эксплуатации оставшимися в строю Ту-144 и заменены на шасси менее совершенной конструкции. В 2005 году пострадал от вандалов. В мае 2009 года отреставрирован и открыт для посещения. Горжусь, тем что Ту-144 летал в мой город, мой отец успел слетать, в свое время, на нем в Москву... Теперь надо бы посетить авиамузей в Ульяновске.
DSC_1471.jpg

PZL М-15 - CCCP-15105 - Аэрофлот - МГА СССР /1980/
Мелец М-15 — реактивный сельскохозяйственный самолёт, разработанный и производившийся в Польше в 1970-е гг. по заказу СССР. Он остаётся единственным реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным реактивным бипланом. За свой очень странный вид и вой реактивного двигателя получил прозвище «Бельфегор» по имени демона Бельфегора.
DSC_1386.jpg

Ан-10А - CCCP-11213 - Аэрофлот - МГА СССР /1960/
Эксплуатантом являлось Коми УГА (Сыктывкар). Поступил в 75-й авиационный отряд ГВФ 18 января 1961 года. Впервые замечен в а/п Пулково в Ленинграде 16 июля 1970 года. Не исключён из Советского реестра. В январе 1976 года передан в музей ВВС в Монино. 14 января 1976 года совершил последний полет в Монино. Время налета 16360 часов 55 минут, из них 2271 час 35 минут после последнего ремонта. Салон на 112 пасс.
DSC_1441.jpg

Ан-14А "Пчелка" - CCCP-81553 / 01 красный - Аэрофлот - МГА СССР / ВВС РФ /1965/
Эксплуатантом являлось СПиМВЛ (Северные Пути и Местные Воздушные Линии). 18 марта 1967 года поступил в Смоленский ОАО. В 1970 году передан в ВВС СССР. Нанесен бортовой номер 01 красный. В январе 1977 года передан в музей ВВС в Монино. 21 января 1977 года совершил последний полет в Монино (лётчик Литвинчев). Время налёта - 703 часа, из них 477 часа после ремонта, совершил 677 полётов. Ан-14 «Пчёлка» (по кодификации НАТО: Clod — «Глыба») был советским лёгким транспортным самолётом, предназначенным для замены Ан-2, совершил первый полёт в 1958 году 14 марта. Являлся самолётом короткого взлёта и посадки, рассчитанным на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок.
DSC_1387.jpg

Бе-32 - CCCP-67209 - Россия (СССР) - МАП /1971/
Бе-30/32 (по кодификации НАТО: Cuff — «Манжета») — Ближнемагистральный пассажирский самолет.
Создан в ОКБ Бериева. Первый полет состоялся 8 июня 1968 года. Потом самолет успешно прошел испытания в различных климатических условиях и получил положительные отзывы летных и технических служб. Опытный самолет Бе-30 демонстрировался в 1969 году на 28-международном Салоне в Ле Бурже . Всего были построены пять самолетов Бе-30. В 1976 году принимал участие в конкурсе на региональный самолёт вместе с Ан-28 в компоновке на 14 мест.
DSC_1388.jpg

Ан-24 - CCCP-46746 - Аэрофлот - МГА СССР /1964/
Ан-24 СССР-46746 (заводской № 47300903) был произведён в 1964 году. Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГА. Зарегистрирован 12 августа 1964 года. 6 июня 1964 года поступил в Львовский ОАО, где эксплуатировался до 1979 года, совершая регулярные рейсы. Списан в 1979 году. Время налёта 27444 часа, совершил 24962 полетов. Последний полет из Львова в Монино совершил 24 мая 1979 года. В мае 1979 года передан музею ВВС в Монино.
DSC_1437.jpg

Ил-62 - CCCP-86670 - Аэрофлот - МГА СССР /1967/
Эксплуатантом являлось Московское территориальное управление ГА (а/п Домодедово). Первый полёт совершил 28 сентября 1967 года. В декабре 1967 года поступил на авиационно-техническую базу Домодедовского объединенного авиаотряда, где начал регулярные рейсы. Впервые замечен в Алма-Ате 17 октября 1968 года. До мая 1981 года совершил 4288 полетов с налетом 14891 час, перевёз почти полмиллиона пассажиров. 16 мая 1983 года передан в музей ВВС в Монино. Последний полёт совершил 17 июля 1983 из Жуковского в Монино (экипаж: командир экипажа заслуженный летчик-испытатель СССР С. Г. Близнюк, летчик-испытатель В. Белоусов, штурман-испытатель В. Яшин, радист И. Кондауров, бортинженер-испытатель В. Горовой, ведущий-инженер Б. Гаврилов. Руководитель полета на земле Эдуард Иванович Кузнецов). Стал 125-м натурным экспонатом музея ВВС. Списан в 1983 году. Ил-62 производился серийно в 1966—1995 гг. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт был построен в 2004 году, для правительства Судана. Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.
DSC_1449.jpg

Ил-86 - RA-86095 - Аэрофлот - Российские Авиалинии /1988/
Четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Всего было выпущено 106 самолётов. Летал в Шереметьевском ОАО и Аэрофлоте.
DSC_1402.jpg
Tags: PZL М-15, Ан-10, Ан-14А, Ан-24, Аэрофлот, Бе-30, ВВС РФ, Ил-18, Ил-62, Ил-86, МАП, Монино, Москва, Музей ВВС, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-144, Як-40, Як-42Д, авиация, самолеты
Subscribe

Posts from This Journal “Монино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Posts from This Journal “Монино” Tag