max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Category:

Император российского неба: к 20-летию выхода на трассы Ил-96

Оригинал взят у andreskin в Император российского неба: к 20-летию выхода на трассы Ил-96
20 лет назад, 14 июля 1993 г первый российский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96 выполнил свой первый регулярный рейс с пассажирами.
1.


История появления этого самолета началась 50 лет назад. Еще в начале 60-х годов прошлого века в советских авиационных НИИ был дан старт научным исследованиям по теме широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Пассажирский или грузовой вариант – это уже другой вопрос. К тому времени в СССР имелись научные наработки по широкому фюзеляжу, что позволило КБ Антонова в 1965 г создать Ан-22 – первый в мире широкофюзеляжный самолет. Но он изначально проектировался как большой грузовик и уже потом теоретически мог быть переделан в пассажирский вариант. Тем временем у нас регулярные полеты начал Ил-62, постепенно заменяя экономичный, но очень шумный Ту-114, а США в 1968 г приступили к испытаниям своего Боинга-747 – первого в мире широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
2.

Пассажиропоток в СССР с середины 60-х годов стал очень быстро расти благодаря реактивной и турбовинтовой технике. Строились новые аэродромы во всех частях страны. К середине 70-х годов стало понятно, что Ил-62 не справляются с перевозками на дальних линиях. Беспосадочные полеты в СССР пользовались огромной популярностью.
3.

В 1970 г КБ Ильюшина согласно правительственного задания занялось разработкой первого советского аэробуса Ил-86 для замены Ил-18 и Ту-154 на очень загруженных средних линиях. Предполагалось, что работы по дальнемагистральному широкофюзеляжному самолету будут вестись параллельно и по результатам эксплуатации Ил-86 окончательно определятся с его ТТХ. Под конец 1976 г Ил-86 поднялся в небо. В конце 1980 г он вышел на регулярные линии в стране.
4.

Регулярная эксплуатация Ил-86 сразу же выявила единственный недостаток этого прекрасного самолета – прожорливые двигатели НК-86. Кроме того, тяги в 13 тонн для такого тяжелого самолета было впритык. Попытка поставить на Ил-86 буржуйские двигатели была пресечена буржуями – им такой конкурент ни к чему. Это стало, пожалуй, главной причиной затягивания работ по Ил-96. Во второй раз ильюшинское КБ спасли моторостроители КБ П.А.Соловьева. В 80-е годы был создан новый турбовентиляторный двигатель ПС-90 с тягой в 16 тонн.
5.

Первый экземпляр Ил-96 был собран в цехах КБ Ильюшина и впервые поднялся в небо 28 сентября 1988 г. с центрального аэродрома им.Фрунзе (Ходынское поле) в Москве. Летные испытания и сертификации продлились 4 года. Серийные машины строятся с 1992 г на Воронежском авиазаводе.
6.

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в т.ч. Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 г Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов.  Были проведены испытания самолета при экстремально низких температурах в -50С в Якутске, при жаре в +40С самолет испытывали в Ташкенте. По итогам испытаний 29 декабря 1992 г Ил-96 получил сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками. За создание Ил-96 коллектив КБ Ильюшина удостоился Государственной премии РФ.
7.

Первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва – Нью-Йорк Ил-96 выполнил 20 лет назад, 14 июля 1993 г. Первым эксплуатантом нового самолета стал Аэрофлот. Первоначально Ил-96 использовался в основном на международных рейсах из Москвы в Сингапур, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму и др. Затем началось использование самолета и внутри страны. В основном Ил-96 летал или летает на дальних маршрутах из Москвы в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, хотя принимать его могут аэропорты всех областных центров Дальнего Востока, кроме Благовещенска. Кроме того, Ил-96 нередко ставят на замену менее вместительных машин на регулярных рейсах из Москвы в Сочи, Симферополь, Минводы, Ташкент, на популярные зарубежные курорты или в Европу. Кроме Аэрофлота, Ил-96 эксплуатировался и в Красноярске до известных событий. Единственным зарубежным эксплуатантом самолета является кубинская Cubana, где машины используются как на регулярных рейсах, так и в качестве борта №1 кубинского президента.
8.

Внешне Ил-96 очень похож на своего предшественника Ил-86. Вместе с тем, за этой схожестью скрывается не только частичная унификация технических решений, но и серьезные нововведения. В отличие от предшественника, при проектировании Ил-96 стали широко использовать компьютеры для расчетов и моделирования. В конструкции фюзеляжа задействовали новые сплавы и материалы для увеличения прочности и ресурса. Как и предшественник,  Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением.
9.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую на 5,23 м длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Вместе с тем, общая компоновочная идея пассажирского салона, прекрасно зарекомендовавшая себя в Ил-86, перекочевала в Ил-96. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек.
10.

11.

12.

На стандартном самолёте (300 мест) кресла установлены в двух салонах (переднем — 66 кресел и заднем — 234 кресла) с шагом 870 мм по 9 в ряд с двумя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает размещение пассажиров в трёх салонах: в первом классе — в 22 креслах с шагом 1020 мм, в бизнес-классе — в 40 креслах и в эконом классе — в 173. Пассажирский салон оборудован буфетными стойками и 8 туалетами. Как и предшественник, Ил-96 является 2-палубным аэробусом.
13.

На нижней палубе расположены три грузовых отсека. Передний вмещает 6 стандартных грузовых контейнеров типа АБК-1,5, задний - 10, при этом максимальная загрузка самолёта предполагает занятие лишь девяти контейнеров, тогда как другие семь можно использовать для перевозки грузов и почты. Третий грузовой отсек предназначен для перевозки штучных грузов. Как и в предшественнике, на нижней палубе Ил-96 имеются встроенные бортовые трапы для пассажиров.
14.

Крыло на Ил-96 значительно отличается от установленных на Ил-86. Размах крыла - более 60 метров, а площадь = 391 м², что на 70 м² больше, чем у Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м.
15.

Крыло Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки. Горизонтальное оперение Ил-96 аналогично Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.
16.

Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет 2 нетормозных колеса. Все 14 колёс имеют одинаковые размеры 1300 × 480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².
17.

Спасением проекта Ил-96 стал новый российский турбовентиляторный двигатель ПС-90 с высокой (4,5) степенью двухконтурности и тягой на максимальном режиме в 16 тонн.
18.

Как и на предшественнике, на Ил-96 установлено 4 двигателя в варианте на пилонах под крыльями. Эксплуатация Ил-86 даже с менее мощными НК-86 показала, что такой вариант весьма выгоден в плане обеспечения безопасности полетов.  Впервые в истории отечественной авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90», что позволяет в т.ч. автоматически контролировать расход топлива и обеспечивает защиту от помпажа.
19.

ПС-90 выполнен по модульному принципу, благодаря чему все 11 модулей двигателя можно раздельно заменять в процессе эксплуатации.
20.

В ПС-90 предусмотрен воздушный старт на высоте до 7000 м. В конце 2006 г для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.
21.

На Ил-96 стал первым самолетом КБ Ильюшина, которым может управлять экипаж из 3 человек. И первым советским самолетом оборудованным электронной системой управления полётом ВСУП-85-4. К традиционным аналоговым индикаторам на приборной панели прибавились дисплеи на лучевых трубках: по два у командира и второго пилота (комплексный пилотажный индикатор и комплексный индикатор навигационной обстановки) и ещё два на центральной панели (индикаторы параметров двигателей). Самолёт оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а эргономические решения кабины обеспечивают экипажу хороший обзор и комфортную работу.
22.

23.

24.

25.

На базе пассажирского Ил-96 был создан грузовой вариант Ил-96-400Т, способный перевозить до 92 т грузов. В настоящее время эксплуатантом этой версии является авиакомпания «Полет».
26.

27.

28.

29.

30.

Был создан и специальный вариант Ил-96 для государственных нужд. Ил-96-300ПУ используется не только для обеспечения визитов первых лиц нашего государства, но и как летающий командный пункт на случай войны. Попутно замечу, что Ил-96 стал первым широкофюзеляжным лайнером в специальном летном отряде России, для этих целей Ил-86 не использовался.
31.

32.

33.

34.

Не буду описывать другие технические решения, чтобы не превращать пост в дублеж РЛЭ или научное исследование. Только отмечу, что все заложенные тогда в Ил-96 решения актуальны и сегодня. Далее мои мысли как простого пассажира.
Во-первых, он прекрасен. Величественная машина, полет которой приковывает внимание. Разве это не император?
35.

36.

37.

Во-вторых, для пассажира это настоящий летающий дворец. Просторный салон, плавный ход. Кто-то жаловался на неудобные кресла. Ну, это уже вопрос к конструкторам кресел. Для моей скованной ревматизмом спины все современные кресла неудобны. А вот в простых креслах Ту-134 и Ил-18 я дискомфорта никогда не испытывал.
На форумах много раз видел срачи по поводу неэкономичности Ил-96. Граждане не ведают, о чем базарят. Экономичность определяется как отношение расхода топлива на час полета при определенной скорости к количеству перевозимых пассажиров. И выражается в граммах на пассажирокилометр в час. По этому показателю Ил-96 на 10-15% экономичнее своих буржуйских аналогов Б-767 и А-340/А-330, других аналогов у него нет.
38.

Особо следует сказать о надежности Ил-96. За 20 лет эксплуатации не произошло ни одной катастрофы. При том, что машины эксплуатируются очень интенсивно в разных климатических поясах, у некоторых бортов налет перевалил за 60 000 часов. Мы помним, что была приостановка эксплуатации из-за проблем в тормозной системе, но проблема была явно преувеличена (причину указывать не буду). Двигатели ПС-90 тоже не доставляют особых хлопот и не пугают пассажиров отказами. Чего не скажешь о Б-767,777,787, А-330, которые минимум раз в месяц становятся «героями дня» в прессе.
39.

Ил-96 очень любят споттеры во всех странах. Когда спрашиваешь людей с фотоаппаратами о причинах этой любви, большинство говорит, что покорены величием этого самолета. Каждый их споттеров мечтает стать пассажиром Ил-96 хотя бы раз. Случайно ли это?

Широка страна моя родная… При благоприятном стечении обстоятельств на сегодняшний день мы бы имели не меньше сотни летающих Ил-96. Посмотрел я на пассажиропоток сегодняшнего дня и получил вот такую возможную для Ил-96 картинку:
Москва – Владивосток = 5 ежедневных рейсов
Москва – Хабаровск = 3 ежедневных
Москва – Южно-Сахалинск = 2 ежедневных
Москва – Советская Гавань = 3 рейса в неделю
Москва – Благовещенск = 1 ежедневный (если сделают новую ВПП)
Москва – Магадан = 1 ежедневный
Москва – Петропавловск-Камчатский = 2 ежедневных
Москва – Анадырь = 1 ежедневный
Москва – Якутск = 2 ежедневных
Москва – Чита = 1 ежедневный
Москва – Улан-Удэ = 1 ежедневный
Москва – Иркутск = 2-3 ежедневных
Москва – Братск = 3-4 рейса в неделю
Москва – Полярный = 2-3 рейса в неделю
Москва – Красноярск = 2 ежедневных
Москва – Абакан = 3-4 рейса в неделю
Москва – Новосибирск = 4 ежедневных рейса
Москва – Томск = 2 ежедневных рейса (если сделают новую ВПП)
Москва – Кемерово = 1 ежедневный рейс
Москва – Норильск = 2 ежедневных рейса
Владивосток – Петропавловск-Камчатский = 1 ежедневный рейс
Владивосток – Магадан = 2-3 рейса в неделю
Владивосток – Якутск = 2-3 рейса в неделю
Владивосток – Красноярск = 4-5 рейсов в неделю
Владивосток – Новосибирск = 1 ежедневный рейс
Владивосток – Екатеринбург = 1 ежедневный рейс
Владивосток – Петербург = 1 ежедневный рейс
Хабаровск – Петропавловск-Камчатский = 1 ежедневный рейс
Хабаровск – Магадан = 3-4 рейса в неделю
Хабаровск – Анадырь = 2-3 рейса в неделю
Хабаровск – Якутск = 2-3 рейса в неделю
Хабаровск – Красноярск = 1 ежедневный рейс
Хабаровск – Новосибирск = 1 ежедневный рейс
Хабаровск – Петербург = 4-5 рейсов в неделю
Хабаровск – Екатеринбург = 4-5 рейсов в неделю
Хабаровск – Сочи = ежедневно летом
Хабаровск – Минводы = ежедневно летом
А еще на более коротких рейсах из Москвы и Питера в Симферополь, Сочи, Минводы, Ташкент, Алма-Ату, Астану, чартеры на популярные забугорные курорты.
40.

Величественный и уютный Ил-96 мог бы стать настоящим императором российского неба, но его яркая звезда ослепила буржуйский авиапром. Не могла Европа допустить такого серийного производства. По указанным маршрутам ныне летают европейские арбузы, а денежки за их лизинг или покупку потоком текут в европейские банки. Или в американские, если вместо арбузов летают бобики. В прошлом году нашу страну втянули в ВТО. Вместе с подписанием договоров в прессу утекла информация, что одним из условий вступления в ВТО должен быть отказ России от производства собственных широкофюзеляжных самолетов. Если учесть, что все документы по вступлению в ВТО засекретили, то эта информация является правдой.
41.

Сегодня у величественного самолета юбилей: он уже 20 лет возит нас по всей планете. В сентябре мы отметим 25-летие со дня его рождения. Он еще такой молодой. Уже 20 лет его пытаются убить, а он до сих пор живой. Пожелаем юбиляру удачи в борьбе с его палачами.
42.

В разные годы в разных аэропортах величественный Ил-96 увидели и запечатлели для истории Дмитрий Петров, Дмитрий Белов, Анатолий Бурцев, Роман Кравченко, Александр Мишин, Александр Сизов, Марина Лысцева, Алексей Матвиенко, Алексей Филатов, Павел Кокшаров, Олег Зиминов, Олег Чаплин, Константин Никифоров, Андрей Чурсин, Инал Хаев, Олег Ботов, Олег Ревин, Артем Аникеев, Тоши Аоки и другие забугорные споттеры.

Летно-технические данные Ил-96-300:        
Размах крыла = 57,66 м (60.105 м с законцовками)
Длина самолета = 55.345 м
Высота самолета на стоянке = 17.50 м
Площадь крыла = 350 кв м
Диаметр фюзеляжа = 6,08 м
Расстояние от земли до нижней кромки двигателя = 0,9 м
Масса пустого самолета = 117 т
Максимальная взлетная масса = 240 т
Максимальная посадочная масса = 175 т (любая при аварийной посадке)
Максимальная масса топлива = 116, 3 т
Силовая установка: 4 турбовентиляторных двигателя ПС-90
Взлетная тяга = 4 х 16 т
Крейсерская скорость = 870 км/ч
Часовой расход топлива = 6900 кг/ч
Пассажировместимость = 300 человек
Полная коммерческая загрузка = 40 т или 300 пассажиров + багаж + почта
Дальность полета с полной коммерческой загрузкой = 9000 км
Практический потолок = 9600 (при массе в 240 т) – 12000 м
Посадочный метеоминимум = категория IIIA ICAO
Взлетный метеоминимум = 400 м с ОВИ и 500 м без ОВИ
Взлетный разбег = 2200 м
Посадочный пробег = 1500 м
Потребные размеры ВПП = 3200 х 60 м
Назначенный ресурс самолета = 80 000 летных часов

Tags: Аэрофлот, Ил-96, Россия, авиация, самолеты, споттинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments