?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у omchanin в Ракетно-самолетная история завода №166
Данная статья - продолжение серии заметок про омскую оборонку в газете "Ореол", в рубрике "Тайны третьей планеты", начатая http://omchanin.livejournal.com/1122820.html. "Ореол" теперь не в структуре "Триэса", и, скорее всего, перед вами последняя моя заметка этой рубрики.


Недавно мои коллеги обнаружили артефакт, который напрочь изменил лично мне известную историю одного из самых больших оборонных заводов, авиазавода №166, более известного всем как производственное объединение «Полет». Утверждалось, что он был образован в Омске в 1941 году на базе эвакуированных с запада страны заводов, однако совсем недавно на территории «Полета» нашли самые обычные весы http://omchanin.livejournal.com/1096220.html,  табличка на которых гласила, что это весы с завода №166, инвентарный №8, 1940 г. Подробности открыли удивительную историю.

Оказывается, завод №166 изначально строили в Омске, как авиа и двигателестроительный. Располагался он на территории современного завода им. Баранова. Именно по этой причине прямо за его территорией построили аэродром, ныне пр. Космический.

Именно сюда, на территорию омского завода №166 эвакуировали авиационные заводы №156 и №81 из Москвы, присоединив их в заводу №166. Однако затем началась эвакуация завода №29 из Запорожья, и в уже Омске ему определили территорию завода №166, а сам этот завод переселили на соседнюю территорию недостроенного автосборочного завода. Таким вот образом завод №166 занял свое постоянное место. Кроме него мощности завода располагались на территории аэродрома в Кировске и напротив старого мясокомбината, сейчас там ОАО «Сатурн». Там, в частности,  располагалось КБ, где работали Туполев, Королев, Мясищев и другие известнейшие авиаконструкторы.

Продукция завода №166 во время войны известна. Это, во-первых, бомбардировщик Ту-2,
Ор_02.jpg

который,  и это исторический факт, изначально задумывался как самолет-пикировщик, призванный атаковать британские военные корабли. Однако потом ситуация изменилась и его начали проектировать как фронтовой бомбардировщик. В Омске его сделали и довели до ума, выпустив 80 машин. После чего производство передали в Казань и другие заводы, где в итоге произвели более 2500 этих самолетов.

Второй продукт завода №166 – самые массовые Великой отечественной войны истребители Як-7/Як-9 и их модификации.
Ор_01.jpg
Омский завод произвел их более 3000 штук. Все самолеты взлетали с заводского аэродрома, который располагался, как уже было написано выше, на месте нынешнего Космического проспекта.

После войны завод №166 производил бомбардировщик Ил-28, первый реактивный бомбардировщик в СССР.
ор_Ил28.jpg
Самолеты эти летали до 1980-х гг, возили матрицы для редакций газет, использовались ПВО в качестве мишеней. С 1956 года завод №166 перешел на производство первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 и его модификаций.
Ор_ту104.jpg
Всего на заводе сделали 65 самолетов, для взлета которых был построен новейший аэродром за пос. Чкаловский.

С 1958 году в судьбе омского авиазавода произошла крутая перемена, которая и определила его всю дальнейшую судьбу. В СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Срочно требовалось развернуть серийное производство баллистических ракет, для этого использовали готовые заводы, которые перепрофилировали под военные нужды. Первой ракетой завода №166 стала самая массовая ракета средней дальности 8К63 или Р-12, затем ее шахтный вариант Р-12У.
ор_8к63.jpg
Завод произвел ее более 500 штук.

Чуть позднее на заводе №166 развернули производство межконтинентальных ракет 8К64 или Р-16, созданных, как и ракеты Р-12 в ОКБ №586 из Днепропетровска, которое даже открыло в Омске свой филиал №1, который функционировал тут с 1961 по 1965 годы.
ор_8к64.jpg
Всего было развернуто 186 пусковых установок, почти все ракеты для них сделали в Омске, всего ракет было произведено около 330 штук.


В 1964 году в Омск на завод №166 передали практически полностью опытное производство ракеты 8К81 или УР-200. В производственной кооперации участвовали завод №20 (Агрегатный) и завод №29 (Баранова).
ор_8к81.jpg
Ракета в итоге в серию не пошла, хотя испытания были успешными, омские заводы произвели около 20 ракет, после чего производство было свернуто, а на смену 8К81 пришла 8К84 или УР-100, самая массовая ракета времен СССР, которая была развернута в количестве 990 единиц. Завод №166 после освоил производство и ее модификации, ракеты 15А20

ор_15А20.jpg

Еще одной военной разработкой ОКБ №586 была ракета средней дальности 8К65 или Р-14. Ее так же передали для производства в Омск. Но развертку ракет Р-14 ограничили, Омск произвел их очень мало, однако готовое производство приспособили в 1968 году для гражданского варианта Р-14 ракеты «Космос-3М», которую будущий «Полет» производил почти 30 лет.

С началом производства ракет «Космос-3М» завод №166 был преобразован в ПО «Полет», который был переориентирован в значительной степени на мирный космос, но это уже совсем другая история. Три ордена, которыми был награжден «Полет» свидетельствуют – эта история была очень и очень интересной.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
art_klementyev
Oct. 12th, 2014 11:17 am (UTC)
Спасибо, очень интересно)). Мне папа рассказывал про эту полосу (пр. Космический). Он работал на заводе Баранова с 1972 по 1985 гг., но в цехе по сборке коробок передач для 412-х Москвичей)).
А вот интересно, этот новейший аэродром за Чкаловским, который построили для Ту-104, это аэродром Северный? И как с завода доставляли туда самолеты? Это ведь не совсем рядом.
Кстати, он летал с отцом на нем в Москву в свое время. Говорит, ощущения непередаваемые были)). Если сидеть около сопел двигателей, то кажется что стартуешь с космодрома, оглохнуть можно). Рев и треск жуткий).
max_sky
Oct. 12th, 2014 12:22 pm (UTC)
Говорят на заводе есть авиамузей, обещали нас туда сводить на экскусию
max_sky
Oct. 12th, 2014 01:18 pm (UTC)
Получается именно, что Северный и полоса от завода ведет до него
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

споттинг, самолеты, аэропорт, авиация
max_sky
max_sky

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel