max_sky (max_sky) wrote,
max_sky
max_sky

Categories:

Омск: памятник-макет самолету Як-9

Облик «Полета» трудно представить без главного заводского памятника, символизирующего истребитель Як-9. Завод-
чане называют его ласково «Самолетик». «Встретимся у самолетика». «Жду у самолетика»… С ним любили и до сих пор
любят фотографироваться полетовцы, особенно группами... Установлен макет на улице Богдана Хмельницкого перед проходной ПО "Полёт", как памятник героям труда в дни Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны Як-9 производились здесь на заводе "Полёт" (тогда завод № 166). За четыре года на заводе было произведено более 3500 этих самолётов. С 1942 по 1943 год "Полет" выпускал по восемь ЯК-9 в сутки. В цехе работала автоматическая линия, с конвейера которой каждый час сходил готовый собранный фюзеляж самолета.
DSC_3648.jpg


Немногие помнят, когда появился Як-9 у заводских проходных. Ветераны завода И.Т. Сурков, В.М. Ступичев уверены: памятник открыли в 1966-м, в год 25-летия завода. По другим данным он установлен в 1968-м вслед за сооружением новых проходных завода и отреставрирован к празднованию 60-летия Победы в 1985-м. В справке, представленной в музее Трудовой славы «Полета», говорится, что автором памятника является В.М. Марченко. Далее читаем: «Самолет изготовлен алюминиевым литьем с последующим уплотнением поверхности методом чеканки. Верхнюю и лицевую кромки пьедестала дополняют обрамления из листовой и трубчатой нержавеющей стали. Высота памятника – 6,5 метра. На его боковых сторонах расположены надписи, изготовленные алюминиевым литьем: «Героям труда в дни Великой Отечественной войны 1941–1945гг.».
DSC_3647.jpg

Объект памятника, самолет Як-9, коренным полетовцам хорошо известен. Это самый массовый советский истребитель времен Вели-
кой Отечественной. За годы войны этих самолетов построено чуть больше 14 тысяч, в Омске на заводе № 166 – более 3,7 тыс. машин двух
модификаций. В 1942–1944 гг. омичам удавалось ежегодно удваивать (!) выпуск истребителей. Наибольшее число машин (2203) при-
шлось на Як-9У. Этой модификации, имевшей мощный, форсированный двигатель, на заводе присвоили наименование «изделие № 14».
Весь коллектив строил новый самолет. Первая серия модифицированных «Яков» собрана в конце 1943-го всего за сорок дней, а с мая 1944-
го завод выпускал по 5 машин в день.
DSC_3648.jpg

По своим качествам Як-9У превосходил аналогичные машины немцев и с большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет имел сильное вооружение (20 мм пушку и 2 авиационных пулемета), был прост в управлении, обладал скоростью 698
км/час, дальностью полета 870 км и практическим потолком 11900 метров. На «Яках» омского производства воевали многие части советских ВВС. На них летали и французские летчики полка «Нормандия Неман» 303-й истребительной дивизии генерал-майора Г.М. Захарова.
Основанием для установки памятника явилось совместное решение администрации, профкома, парткома, комитета ВЛКСМ завода,
согласованное с горисполкомом. Но на деле главным инициатором и «двигателем» проекта стал директор Омского авиазавода Я.В. Колупаев, истинный, до мозга костей самолетчик, который охотно занимался авиационными заказами. Яков Васильевич очень переживал,
когда на ОАЗ сняли с производства Ту-104, и стремился заполучить на завод такие массовые модели, как Ан-24 и Ил-38 (военный аналог
Ил-18). Колупаев лично ходил по цехам, где изготовляли памятник «Яку», интересовался ходом работ. Говорят, директор любил гулять
по аллее, что идет за седьмым корпусом к 65-му цеху. Останавливался у входа в 34-й и шутливо пенял рабочим, устроившим очередной перекур. Иногда заходил, разглядывал «новорожденные» части фюзеляжа, просил не забывать о сроках.
0_e0569_ffe3e385_orig.jpg

Предложений о том, как увековечить Як-9, было несколько. Так, секретарь горкома В.Н. Демченко хотел сделать пьедесталом винт, а
уже сверху водрузить самолетное изваяние. Была идея установить на постамент настоящий Як-9, который еще можно было на заводе найти
и «подшаманить» для вечной стоянки. Наверное, стоит пожалеть, что это предложение по каким-то причинам не прошло. То ли самолет был
слишком убитый, то ли окончательно «помирил» всех алюминиевокремниевый «Як», ставший впоследствии любимцем заводчан и символом производственного объединения «Полет».
Непосредственных участников изготовления самолетика осталось совсем мало: памятник доверили делать лучшим и, большей частью, самым опытным рабочим. Об этом помнит В.М. Ступичев, тогда молодой мастер слесарного участка 2-го цеха, а после многоопытный ветеран, больше сорока лет отдавший заводу: «Работа была трудоемкая. Одной оснастки, знаете, сколько делали! Оправку (деревянный макет) изготовил 23 цех. У нас во 2-м цехе штамповали крылья и хвостовое оперение самолета. Работали на штампах и падающих молотах, потом вручную металл подгибали. Получали две половины крыльев, которые сваривал, если не ошибаюсь, 10-й цех (по другим сведениям – цех 68 – ред.). Мастерами штамповочного участка тогда были В.Ф. Емельянов и М.В. Шарыкин. А исполняли заказ слесари А.Е. Титов, А.А. Роженцев, А.С. Орлов, Ф.Ф. Синиченков, гипсомодельщик А.Н. Саварский, формовщик В.Д. Нейман, штамповщик С.К. Курячий, все – отличные специалисты. Некоторые были эвакуированы в Омск вместе с заводом».
7cg6.jpg

49 лет отработал в литейке (34-й цех) А. Ф. Никитин, его не раз признавали лучшим по профессии в министерстве общего машинострое-
ния. Александр Федорович долгое время был плавильщиком цветных металлов и сплавов, а в середине шестидесятых занимался формовкой.
«Мы еще в старом помещении 34-го цеха находились. Там и самолетик отливали, – вспоминает Никитин. – Цеховые модельщики, когда по-
лучили чертеж, быстро все сделали. Потом по частям изделие формовали, перекрывали стержнями, отливали одну часть фюзеляжа, потом
вторую. Так же и крылья, по очереди верх и низ. Если брать по всему объему работы – справились в месячный срок. И особых трудностей во
всем этом не было: привычная для нас работа. Начальником цеха тогда был А.А. Криштопа, модельным участком руководил Г.М. Каргаполов, а настоящим корифеем «моделки» был А.И. Борисевич. Мастерами на формовке работали М.В. Фомин и Ю.А. Копырин. Я в цех учеником формовщика в 1961-м пришел, а более опытными в нашем деле были тогда И.Н. Соловьев, М.В. Глазачев».
Символ нынешнего «Полета» сделали очень быстро – всем миром. Заводские художники нарисовали пьедестал. Поработали конструкторы из КБ, строители из 102-го цеха. Трубы из нержавейки, изображающие выхлопы самолетных газов, – точно родом из десятого. Присмотритесь, как Як-9 взмывает в небо у проходных завода. Более сорока лет не прерывается его полет.
68.jpg


По материалам интернета и статьи из газеты "Заводская Жизнь", № 9-10 от 2 мая 2012 г. Галины Макашенец. Фото автора блога и trof_av.
Tags: Омск, Як-9, авиация, памятники, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments